С днём рождения, Дмитрий Николаевич! C Юбилеем, Дмитрий Анатольевич!

Александр Сергеевич, мы помним…

25 октября прошлого года после тяжелой болезни скончался Александр Сергеевич Шемякин, который долгое время работал во благо хоккея, возглавляя в разные периоды городскую Федерацию хоккея и судейский корпус Магнитогорска.

Александра Сергеевича хорошо знали многие хоккеисты, работники хоккейной сферы не только нашего города. Его всегда уважали и отдавали должное за профессионализм, за большой вклад в развитие хоккея, за беспристрастность на льду, за долгую и кропотливую работу во благо любимого дела.

Сегодня к годовщине скорбной даты мы снова вместе с вами вспомним этого замечательного и душевного человека, хорошего мужа и отца, мудрого и рассудительного арбитра. Своими воспоминаниями из жизни Александра Шемякина делятся дочь Наталья и родной брат Анатолий.

Мудрый и беспристрастный

Но прежде несколько слов о личных воспоминаниях об Александре Сергеевиче. Мы с ним познакомились в середине 90-х. И знакомы были исключительно по рабочим моментам. Тогда не было ни интернета, ни сотовых телефонов, ни прочей удобной оргтехники, ни онлайнов на сайтах… В те времена ценился ручной труд: многие репортажи журналисты писали от руки, а затем просто надиктовывали по телефону по межгороду в редакции. Итоговые протоколы матчей судейская коллегия зачастую писала и заполняла от руки под копирку. Мне, будучи корреспондентом еженедельника «Футбол-Хоккей Южного Урала», приходилось частенько заходить в судейскую после домашних игр (особенно с участием фарм-клуба), чтобы свериться с данными протокола. Там, собственно, со многими магнитогорскими судьями и познакомился. Александр Сергеевич показался мне очень рассудительным. Несколько раз видел его в непосредственной работе на льду, когда он работал главным рефери. Хорошая дикция и поставленная речь, чёткие движения и жесты. Работал профессионально. К нему прислушивались, мог приструнить любого на льду. Зато после матча, когда все страсти позади, мог что-то душевно рассказать и пошутить. И гораздо позже, когда виделись между делом в арене – он всегда здоровался с улыбкой. Открытый был человек…

Наверно, нет такой профессии в мире, где очень сложно остаться честным, уважающим себя и других, беспристрастным человеком. Сохранить лицо в профессии, несмотря на все ошибки (а куда без них, или вы никогда не ошибались?) и соблазны. Александр Сергеевич очень любил свою профессию. Не позволял хамства в свой адрес и по отношению к коллегам, пресекал любое неуважение к арбитрам.


Его отношение характеризуют случаи из жизни, о которых нам рассказал Анатолий Шемякин.

Однажды перед матчем в чемпионате второй лиги. Не буду говорить город и команду, но до игры к Александру Сергеевичу подошёл человек принимающей стороны:

– Сергеич, старина! Нужна победа, помоги. Подсоби незаметненько…

– А я тут причём?, – удивлённо отвечает Александр Шемякин. – Я же не с клюшкой бегаю на льду, как же вам помочь забить и выиграть? У вас есть команда, выходите и забивайте.

– Ну, Саш, ну давай, мы тебе и денежек подкинем в случае чего, – не унимался тот человек.

– Хорошо, но у меня есть три условия: вы мне после игры даёте новую машину, молоток и гвоздь.

– Как так? Не поняли…Машину – объяснимо, но молоток и гвозди зачем?

– На машине я уеду от стыда незаметно домой, а молотком потом у себя на стене в доме забью гвоздь, чтобы повесить туда коньки и больше никогда не судить. Потому что совесть не позволит… Мне ваши подкупы не нужны, я хочу работать честно.

Или вот, несколько иной показательный пример. Тоже из практики судейства. Александр Сергеевич довольно сильно всегда переживал за какие-то ошибки или огрехи со стороны бригады арбитров во время матча.

После одного из таких матчей в судейскую зашёл недовольный представитель команды, в адрес которой была допущена ошибка, и на эмоциях буркнул:

– Тренер нашей команды просил передать, что мы вас после игры кормить не будем.

На что Александр Сергеевич, спустя некоторое время достойно ответил принимающей стороне:

– Передайте вашему тренеру, что мы его сами приглашаем на ужин. И накормим, и пообщаемся. Нам его деньги и еда не нужны, мы сами зарабатываем себе на хлеб.

Работал всегда честно, не поддавался на провокации. Не любил хамства в свой адрес.


Преданность профессии

А начиналось всё в жизни Александра Сергеевича совсем даже не с хоккея. Александр и Анатолий Шемякины пришли сначала в футбол. Какое-то время играли вместе. Но постепенно любовь к более популярному в нашей стране спорту – хоккею с шайбой (вспомните 60-70-е годы, что творила тогда сборная СССР, какой бум был в чемпионате страны, какие играли имена) – взяла своё. Сначала старший брат загорелся хоккеем, затем и младшего увлёк. Покатавшись несколько лет, они перешли на «правовую работу» – стали хоккейными арбитрами. Гонять шайбу хорошо и забавно, но в любом поединке нужен и рефери, чтобы игра не превратилась в свалку и не стала яблоком раздора среди играющих на льду.

– Нам отец передал любовь к спорту, сам увлекался футболом, – вспоминает Анатолий Шемякин. – Мы тоже загорелись. Играли вместе даже за команду калибровочного завода. В будни работали, а в свободное время защищали честь предприятия в спортивных баталиях. А позже, когда старший брат вернулся с армии, он заинтересовался хоккеем. Потом и меня туда втянул. В большой хоккей мы поиграть не смогли, не получилось. Да и форму не достать, коньки – на вес золота тогда были. Зато нашли себя в другой хоккейной профессии – стали судить матчи. Александра Сергеевича приметил Глеб Викторович Лукин, поверил в него, так и завертелась круговерть. Постепенно мелкими шажками, матч за матчем обретали опыт, повышали квалификацию. Прошли все соревнования: от городского и областного уровней – до чемпионата страны. Своей карьерой арбитра я во многом обязан старшему брату. Саша меня многому научил, передавал опыт, советовал…


Согласитесь, наверно, не каждый из нас смог бы стать арбитром. Примерить «полосатую мантию» и судить матч. Внутри человека нужен стержень, волевые качества: преданность к профессии, любовь к хоккею, сильный характер. Кто-то задумывался, как мы порой беспощадны в критических оценках к судьям? Что только не кричат с трибун в адрес рефери болельщики. Какие эмоции кипят внутри арены со стороны игроков и тренеров, которые недовольны решением арбитров. Какое нужно иметь человеческое достоинство, чтобы быть выше этих перепалок и обид!

– Не ошибается тот, кто ничего не делает, – продолжает разговор Анатолий Шемякин. – Не так страшно совершать ошибки, страшнее всего, когда ты их повторяешь. Это поговорку часто говорил Александр Сергеевич юному поколению судей. Всегда призывал нас к тому, чтобы мы не боялись признавать свои ошибки в работе. Судьи тоже люди, могут ошибаться. Мы же не роботы. «Не стесняйтесь признать свои ошибки, зато потом это запомнится, и вы не станете их повторять», - очень мудро всегда рассуждал. В своё время много он занимался с Денисом Бондарем и Анваром Джиганчиным, передавал им опыт.


Действительно, в этой профессии без самокритики сложно развиваться дальше. Нужно уметь признавать ошибки, извлекать уроки. Чтобы в дальнейшем в аналогичных игровых эпизодах принимать более правильное решение по ходу матча.

– Саша очень тяжело переживал свои ошибки. Однажды мы с ним вместе судили. Я после игры видел его эмоции и переживания, он всё пропускал через себя. Постоянно анализировал свои действия, – делится воспоминаниями Анатолий Шемякин. - Зачастую в наш адрес такое наслушаешься. Мало того, что болельщики орут постоянно хамские вещи, так от игроков и тренеров порой тоже достаётся. В таких случаях Александр Сергеевич сразу пресекал все споры одной фразой: «На тебе коньки, свисток – покажи, как надо судить!». Да и тренеры с игроками видят ошибки в нарушениях правил лишь со стороны соперника. А когда ты сам втихаря зацепил кого-то, или дубасишь клюшкой по рукам – никто почему-то не едет признаваться – я нарушил, удалите меня. Поэтому у каждого в хоккее своя профессия, каждый занимается своим делом. Судьи же не лезут к игрокам, почему у тебя руки кривые и ты в ворота попасть не можешь. Поэтому в этом плане Александр Сергеевич был очень мудрым человеком и арбитром, никогда не лез в чужие дела, но и за работу судейского корпуса переживал и душой, и сердцем.

Он всегда ответственно подходил к работе в судейской коллегии. По словам Натальи Шемякиной, через несколько дней после смерти во сне состоялся разговор с папой. Александр Сергеевич говорил про какие-то важные бумаги.

Утром я проснулась, отчётливо понимая, что это был сон, но мысли о бумагах мне не давали покоя, – вспоминает Наталья. – Я сначала дома искала на его столе, потом пришла в арену. И, вы знаете, нашла важные документы по работе Магнитогорской судейской коллегии. Этот отчёт искали все. Вот так папа уже из иного мира помог своим коллегам по работе. Не хотел никого подводить…

Отличный семьянин

Это сейчас всё стало мобильно, а раньше ни телефонов, ни интернета не было столь повсеместного. Люди уезжали в командировки почти без связи.

– Вспоминаю один характерный эпизод. Александр Шемякин, Валерий Худайгулов, Глеб Лукин ездили в командировку в Оренбург, – продолжает разговор Наталья Шемякина. – А на обратном пути из-за погодных условий встал транспорт. Метель была ужасная, даже поезда остановили на несколько часов. К ожидаемому времени прибытия они в Магнитку так и не вернулись. Мой папа, несмотря на все погодные катаклизмы, дошёл до ближайшей деревни и заказал звонок по межгороду. И по телефону меня успокоил и просил сообщить родственникам Валеры и Глеба Викторовича, чтобы не волновались. Все живы и здоровы, просто задержка поезда. Он не хотел, чтобы мы как-то переживали и волновались – всегда был чутким главой семьи.

Хоккей – стал его частью жизни. Это не только профессия, не только хобби, но и образ жизни. Где бы ни стоял в квартире телевизор, Александр Сергеевич всегда первым делом искал передачи, где можно увидеть хоккейные трансляции. Он жил этой игрой.

– Даже когда болел сильно, он в бреду часто говорил про хоккей и команды КХЛ. Он интересовался любыми новостями про хоккей, - рассказывает Наталья Шемякина. – Мне очень хорошо запомнился чемпионский сезон 13/14. Папа уже сильно болел, во время плей-офф лежал в больнице. Но и там он настолько сильно переживал за наших ребят, за команду, что рвался из палаты любым способом. Перед заключительной решающей игрой «Металлурга» со «Львом», он мне позвонил из палаты и почти со слезами умолял привезти его домой на игру. Мы не стали рисковать его самочувствием. Привезли телевизор в палату на несколько часов. Папа очень рад был за «Металлург». За победу в Кубке Гагарина! Это были слёзы радости. Он не мог лично присутствовать на игре, но болел всем сердцем за наших ребят!


Александр Сергеевич очень любил заботиться о своих родных и близких. Иногда супругу или дочку брал с собой в поездки, если была возможность. Не хотел, чтобы родные долго скучали по нему.

– У меня очень хорошо врезались в память детские воспоминания, - делится эмоциями Наталья Шемякина. – Меня папа частенько забирал в выходные на катки, где проводились различные городские соревнования. До сих пор все эти катки помню наизусть. Вы знаете, сейчас зимы стали не такими морозными. А вот морозный воздух тех лет, те ощущения холода и хоккейные фрагменты матчей у меня в памяти остались навсегда. Не зря же говорят, дети актёров помнят запах кулис. Так я навсегда запомнила те морозные дни и скрежет коньков на уличном льду. Если сильно замерзала, папа уводил меня к медикам, которые обслуживали матч.

В жизни каждого человека редко встречаются люди, коих можно отнести к друзьям. Александру Сергеевичу повезло, на его жизненном пути встретились два человека, с которыми он дружил. Это Александр Каширин, с которым он рос с детства. Они с мальчишеских лет вместе росли и не потеряли связь.


А Сергей Матвеев стал близким человеком для всей семьи Шемякиных. Он крестил детей Александра Сергеевича – дочь Наташу и сына Сашу.


Уже год нет с нами Александра Сергеевича, а друзья продолжают быть рядом с родными. Постоянно общаются и интересуются делами. Наверно, таких близких друзей много быть не должно. Но если они появляются в жизни у кого-то, то это настоящие и преданные друзья: и радость разделят, и в горести помогут. Александру Шемякину повезло, что с ним рядом были такие открытые и добрые люди рядом.


А ещё в семье Шемякиных была одна добрая традиция – отмечать день свадьбы родителей. Александр Сергеевич и Галина Сергеевна скрепили семейный союз 15 октября 1977 года. С тех пор эта дата отмечалась в тесном кругу родных и близких ежегодно. Это было всегда душевно, тепло и празднично. Александр Сергеевич очень любил супругу и детей. Он был отличным мужем, хорошим отцом. Добрым, отзывчивым и чутким.


«Охота» на карасей

У каждого человека в жизни есть семья – надёжный тыл. Так называемый семейный очаг. Есть и любимая работа или дело, где надо проявлять свои таланты и способности. Но есть и свободное время, которое мы тоже любим проводить по-разному. Александр Шемякин не то, что любил, просто обожал рыбалку. И сына Сан Саныча пристрастил к этому ремеслу, и родного брата Анатолия. Тут вам и азарт, и по душам с друзьями и родными на природе пообщаться, и от рабочей рутины отвлечься. Больше всего Александр Сергеевич любил «охотиться» за карасями…

– Вы даже не представляете, как папа любил рыбалку, – с улыбкой рассказывает Наталья Шемякина. – Но в силу своей занятости и загруженности работой – а ведь судьи во время сезона зачастую пропадают в командировках по городам и весям, ему редко удавалось выбраться на водоём. Но уж если это случалось, надо было видеть папины глаза – он был так счастлив! Он был настоящим рыбаком. Ловля рыбы – это целый процесс: от подготовки снастей до приготовления блюд из пойманной рыбы. Некоторые мужчины не любят возиться с рыбой: мол, вот я поймал, а ты возись теперь, чисти и готовь – говорят они жёнам… Он привозил улов, сам мыл и чистил рыбу, потом жарил на сковороде. Это целый процесс. Нам лишь оставалось не проспать семейный ужин и отведать вкуснейшего карася. Это было, правда, вкусно и с душой приготовлено!

Кстати, рыбачили Шемякины, как правило, летом. Зимой много было соревнований – не вырваться. А летняя рыбалка – в удовольствие. Знали практически все местные водоёмы и речушки.


– Это хобби тоже нам по наследству от папы досталось, – воодушевлённо рассказывает Анатолий Шемякин. – Иной раз мы с братом чисто для азарта соревновались – кто больше поймает (улыбается). Надо признать, брательник меня и тут обходил. Чаще его улов был богаче. Но потом я увлёкся рыбалкой спиннингами, даже брата к ним приучил. Но в этом компоненте рыбалки мне не было равных. Саша всё-таки любил более душевно рыбачить – на удочку, заплыть куда-нибудь на лодочке на озеро и вылавливать своих любимых карасей.

Но в жизни любого рыбака есть немало забавных историй. Мало того, что каждый норовит похвастаться размером пойманной рыбы или количеством улова, так и просто смешных историй хоть отбавляй.

– Однажды, несколько лет назад, папа уехал с ночёвкой на рыбалку, – с улыбкой вспоминает Наталья Шемякина. – Вечером он мне звонит и чуть ли не кричит в трубку: «Наташ, сегодня отменный был клёв, наловил почти полный садок рыбы! Хочу остаться ещё на утренний клёв, ждите завтра в обед». Ночь прошла. Утром с работы ему набираю, а у него голос грустный и печальный: «Наташ, ты не поверишь, но я садок потерял…». Он приехал домой с таким жутким настроением. Оказалось, папа плохо привязал садок к какой-то коряге, и весь улов за ночь смыло течением. Вот так он впервые приехал с рыбалки без единого рыбного трофея.

Династия Шемякиных

Слушая рассказы Натальи о папе, невольно возник вопрос: «А как же династия? Не хотелось быть тоже арбитром, столько лет по каткам вместе с папой колесили…»

– Ну уж нет. Всё-таки это мужское дело, – отвечает Наталья Шемякина. – Племянник у нас пошёл по судейским стопам, сын Анатолия – Алексей Шемякин. Теперь внук пробует делать свои шаги в этом ремесле. Жаль, он поздновато спохватился, хотя папа ему говорил надо пораньше учиться кататься на коньках. Вот не знаю, что теперь получится у нас. Валентину сейчас 12 лет. Он тоже увлечён хоккеем, регулярно смотрит матчи. Дай бог, если своей упёртостью и стремлением он чего-то добьётся, как и его дед.


– Лёшка – мой старший сын, поначалу долго хоккеем занимался, – подтверждает Анатолий Шемякин. – А потом после выпуска только несколько человек привлекли в команды мастеров. Можно было вешать коньки. Я ему говорю: «А чего ты сник? Жизнь не заканчивается. Давай попробуем в арбитры». Так и пошло-поехало. Александр Сергеевич ему очень помог своими советами, рекомендациями. Сейчас Алексей втянулся и уже несколько лет работает на высоком уровне. Вот надеемся, что и у внука Валентина получится продолжить судейскую династию. Просто надо много работать и набираться опыта, совершенствовать катание, разбираться в нюансах игры. Надеюсь, он тоже проявит себя. От его желания многое зависит…


Увы, страшная болезнь вмешалась в жизненные планы Александра Шемякина. Как же он многое мог бы сделать, сколько планов осталось не осуществлённых, сколько опыта мог бы передать юным воспитанникам судейской коллегии Магнитогорска…

Александр Сергеевич ушёл от нас ровно год назад. За день до своего дня рождения. Завтра ему исполнилось бы 62 года…

Он ушёл от нас с любовью к родным и близким, к которым питал самые тёплые и искренние чувства и уважение, отдавая всего себя без остатка семье.

Он ушёл от нас с надеждой, что его добрые дела, в которых когда-то принимал участие или стоял у истоков, будут жить вечно.

Он ушёл от нас с верой, что его будут помнить не по каким-то заслугам и регалиям, а просто как хорошего и замечательного человека, мудрого арбитра и профессионала своего дела, заботливого мужа и отца…

Мы помним вас, Александр Сергеевич…

Светлая память!

Алексей Дузенко,

специально для www.metallurg.ru

1 комментарий
Написать комментарий
  • Dimon174rus 25 окт 15:53
    Светлая вам память,Александр Сергеевич !!!

Партнёры клуба